Тегеран. Транспорт.



  Передвижение по городу.
Поезд на одной из станций тегеранского метрополитена

Метро.
На момент моего пребывания в Тегеране (2008 год) в городе работало 55 станций и три линии метрополитена общей протяженностью около 90 километров – красная, проходящая почти строго с юга на север (ее хотят продлить аж до международного аэропорта), зеленая (открытого заложения, почти наша электричка), ведущая с запада (из города-спутника Кередж) примерно до района башни Азади, где она с 2008 года соединяется синей линией, ведущей с запада на северо-восток, а еще две линии строились.
Стоит заметить, что метрополитен среди тегеранцев не слишком популярен. Как мне показалось, кроме вполне понятных причин (охватывает он очень незначительную часть города и почти все станции располагаются вдали от важных городских площадей), есть еще и некоторое недоверие к этому новому виду транспорта – ведь первые станции были открыты лишь в 1999 году, а в других городах Ирана метро вообще нет (хотя в скором времени планируется открыть первые участки в Исфахане и Ширазе).
Если говорить о практической стороне поездки, то она такова. Поезда ходят по расписанию (с ним Вы можете ознакомиться на официальном сайте - www.tehranmetro.com) – интервалы движения варьируются от 3-6 минут в часы-пик и днем до 10-15 минут ранним утром и поздним вечером, который в Иране наступает примерно в 20.00. Расстояние между станциями преодолевается за привычные нам 1,5-2,5 минуты, а вот стоят поезда на станциях довольно долго – около минуты, причем даже если никто не входит и не выходит – расписание дороже, видимо. Основной текст на всех информационных табло, как в вагонах, так и на станциях, а также на билетах, дублируются на английском языке, и, как правило, интуитивно понятен. Система же этой «наглядной агитации» – европейская – указывается не полный список станций, куда идет поезд, а лишь его направление – то есть конечная станция. Так что кроме станции назначения Вам следует знать и название конечной станции в той стороне, куда предстоит совершить поездку.
Вагоны в метро довольно удобные (вообще, моделей поездов много – есть и французские (собираются по лицензии в самом Иране), и китайские, и даже – двухэтажные – курсируют по зеленой ветке), двери открываются/закрываются автоматически сразу все, так что не надо нажимать никаких кнопок, как, скажем, в поездах метро Рио-де-Жанейро. Сиденья в вагонах стоят, как и у нас, вдоль стен, если все места заняты – можно пройти в другой вагон (чего нет у нас), главное – не войти в первый или последние вагоны – они предназначены исключительно для женщин, о чем имеются соответствующие предупреждения. Интересно, что и на платформах на участки возле этих вагонов мужчинам заходить не очень-то и положено – даже цвета сидений на них другого цвета. А вот женщинам – проще – можно ехать в любом вагоне, если не стесняешься мужских взглядов.
Платформы чаще всего устроены также по европейскому принципу – в центре оба пути – по краям – перроны, которые украшены не слишком разнообразно – несколько панно с восточными узорами – это основной их декор. Иногда в вестибюлях попадаются торговые палатки – с продуктами, газетами и пр. Станции в центре города, как правило, имеют несколько выходов, причем не всегда они снабжены эскалаторами, но практически всегда выводят в самые неудобные места – в отличии от наземных вестибюлей станций метрополитенов в бывшем СССР, таковые в Тегеране не являются «градообразующими» (за редким исключением), что затрудняет как их поиск, так и поиск «цивилизации» при выходе из них. А за пределами центра выход/вход чаще всего один, никак, кроме желтого логотипа не обозначен, и очень похож на обычный подземный переход. Так что запоминайте, как выглядит логотип тегеранского метрополитена, а то рискуете никогда на его поездах не прокатиться…
Что еще? Ах да – билеты! Их покупают в кассах, которые расположены в вестибюле станций. Видов билетов много – на одну (синие – «One Way Ticket»), две (оранжевые или желтые (в чем между ними разница, я не понял) - «Two-Trip Ticket»), десять (розовые - «Ten-Trip Ticket») поездок, на определенный срок (день, три дня, неделя и т.п.) и, как и в московском метрополитене, чем на большее количество поездок Вы покупаете билет, тем меньше каждая из них для Вас будет стоит (от примерно 10 центов за билет на одну поездку до 28 долларов за проездной на год). Сами билеты – бумажные (привычного размера) с магнитной полосой. Их надо вставлять в приемное гнездо турникета (правильную сторону показывает большая стрелка на билете), забирать из другого гнезда и спокойно проходить. Ну а дальше – выбрать платформу и сесть на пришедший поезд. Надеюсь, после прочтения всего вышеизложенного, Вам это сделать будет легко.
В завершении – немного истории. Еще в 1970 году власти Тегерана объявили конкурс на строительство столичной подземки. Конкурс выиграла французская фирма (дочернее предприятие компании, обслуживающей парижский метрополитен и электрички), проект которой был весьма замысловат – кроме собственно метро (восемь линий) предлагалось перестроить всю дорожную систему города. В 1978 году началось строительство первой линии на севере Тегерана, но из-за Исламской революции и Ирано-Иракской войны оно прервалось, а французы были изгнаны. В 1985 году была основана иранская компания «Метро», которая продолжила строительство (подрядчиками стали китайцы и австрийцы), причем после окончания войны - ускоренными темпами – столица Ирана задыхалась от транспортных проблем, которые только усилились в связи с увеличениям числа горожан за счет все пребывающих и пребывающих беженцев.
7 марта 1999 года начал тестовую работу участок зеленой линии, а вскоре началась его коммерческая эксплуатация и постепенно начали открываться другие участки на остальных линиях. Наверное, с такими темпами, лет через 10 тегеранское метро превратится из непонятного аттракциона в обычный для горожан вид транспорта, способный доставить их к дому в любой район города…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по городу.
В центре Тегерана можно встретить множество привычных для нас «Икарусов»

Автобусы.
Основным видом городского наземного общественного транспорта в Тегеране является автобус, хотя, говорят, есть еще и троллейбусы, но их я не встречал. Автобусных маршрутов много (но они охватывают не всю территорию столицы Ирана) и ввиду протяженности городских улиц почти все они очень длинные. Марок самих автобусов тоже не мало, но в центре превалируют весьма привычные для нас старенькие «Икарусы». Полагаю, как на них передвигаться, Вы знаете. Не забудьте только купить билетик (в одном из специальных киосков, которые установлены возле наиболее оживленных остановок). Стоит отметить, что городские власти пытаются решить проблему своевременной доставки пассажиров к месту назначения, связанную с обилием пробок на дорогах, путем выделения на особо оживленных магистралях отдельной полосы для автобусов.
Ну, а если провести десяток-другой минут в душном салоне Вам претит, а на метро к цели Вашего вояжа не подобраться – садитесь на такси или на маршрутку, что, в конечном счете, практически одно и то же (см. описание в разделе «Иран/Транспорт/Передвижение по городу/Маршрутки»).

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по стране.
Здание железнодорожного вокзала Тегерана построено по проекту киевского архитектора Владислава Городецкого

Железнодорожный вокзал.
Единственный в Тегеране вокзал расположен в южной части города, в начале бульвара Вали Аср. Ближайшие станции метро «Шуш» («Shoosh») и «Терминал-е Джоноб» («Terminal-e Jonob») – но до обоих около 1,5 километров.
Поезда с вокзала ходят по всей стране, есть даже международный рейс – в Стамбул. В купе едут по шесть человек - мужчинам и женщинам билеты продают вперемешку, что иногда приводит к пикантным ситуациям. Проезд стоит не дорого, но это не окупает главный недостаток иранских железных дорог – медлительность. Трать целую ночь в неудобных условиях на преодоление скромного расстояния, к примеру между Тегераном и Исфаханом – это не для меня. Я выбирал для путешествий между иранскими городами другой, не менее дешевый (относительного цен в остальном мире) транспорт – самолет.
А на железнодорожный вокзал пришел с одной единственной целью – познакомится с этим творением польского архитектора Владислава Городецкого, чей «Дом с химерами» - настоящая достопримечательность столицы Украины (см. раздел «Украина/Киев/Достопримечательности/Липки»). К тому же мне очень понравился памятник Городецкому, установленный на одной из тихих киевских улочек – импозантный дядька в шляпе элегантно сидит за столом с чашечкой кофе в руке (см. раздел «Украина/Киев/Фотографии/Из серии «Памятники Киева»»).
Перед походом на вокзал, я прочитал, что Городецкий, эмигрировал в 1920 году с Украины в Польшу, откуда американская компания, строящая по заказу иранского шаха железные дороги, в 1928 году пригласила его в Тегеран на должность своего главного архитектора. В Тегеране, кроме вокзала, Городецкий спроектировал еще несколько зданий (гостиницу и пр.), но вскоре, в 1930 году, умер и похоронен на одном из христианских кладбищ иранской столицы.
Так а что же вокзал? Мне он не понравился – двухэтажный обычный промышленный «монстр», хотя и облицован мрамором – Реза-шах не любил восток, он был настоящим западником, поэтому и не давал архитекторам особо фантазировать. Внутри – то же ничего интересного – вокзал, как вокзал…

Обсудить на форуме
На главную страницу



  Передвижение по стране.
Зал вылета Терминала 2 аэропорта Мехрабад

Аэропорт Мехрабад.
Аэропорт расположен в девяти километрах к западу от центра Тегерана, недалеко от башни Азади. Когда-то в этих местах располагался парфянский город Мехран, названный так в честь бога воды («Мехран» - «обитель Мехра»), который со временем превратился в окраину Тегерана, а затем стал уже полноправным его районом. Поэтому построенный здесь аэропорт назвали «Мехрабад». Кроме гражданских функций, аэропорт выполняет еще и функцию базы иранских ВВС.
С 2000-х годов аэропорт Мехрабад постепенно стал утрачивать свой международный статус – все внешние авиарейсы переводятся в аэропорт имени Имама Хомейни (см. описание в разделе «Иран/Транспорт/Как попасть в страну»), а Мехрабад постепенно реконструируют и теперь он стал центром местных авиасообщений.
В настоящее время в аэропорту Мехрабад насчитывается шесть терминалов, причем расположены они довольно далеко друг от друга. Терминал 1 – бывший международный – сейчас не функционирует, Терминал 2 – это вотчина компании «Иран Эйр» - с недавних пор ее самолеты, совершающие внутренние перелеты, обслуживаются лишь здесь (так что Вам скорее всего сюда), Терминал 3 – отдан военным, Терминал 4 – отсюда летают все мелкие авиакомпании, Терминал 5 – предназначен исключительно для паломников, совершающих хадж в Саудовскую Аравию (рейсы до Джидды и Медины), Терминал 6 – как бы у нас сказали – «для официальных делегаций» – т.е. его использует правительство страны.
У меня на руках был билет авиакомпании «Иран Эйр» поэтому я приехал… к Терминалу 4. Оказывается, таксист не знал о введенных новшествах (как и я) и мне пришлось переезжать к нужному месту на другой машине. Терминал 2 оказался довольно удобным и современным, лишь раздельный вход для мужчин и женщин как в сам терминал, так и в зону досмотра, навевает тоску. Впрочем – нет – есть еще какая-то дурацкая (характерная для всех иранских аэропортов, в которых я побывал) «традиция» – после регистрации на рейс надо ждать, пока освободится зона досмотра (она очень маленькая) и потом уже идти дальше. А если учесть, что охранники выкрикивают, что на Ваш рейс уже можно проходить, лишь на фарси, то становится совсем неудобно…
А вот зал вылета производит приятное впечатления – просторный, с хорошими сиденьями, с автоматами, торгующими прохладительными напитками, с небольшим кафетерием и несколькими магазинами (кажется книжный и сувениры), он вполне подходит для ожидания начала посадки на самолет. Кстати, эта посадка весьма часто задерживается минут на тридцать. Как бы то ни было, мне летать по Ирану понравилось – во-первых – быстро, а во-вторых – очень дешево…

Обсудить на форуме
На главную страницу






География посетителей